Благодійність

Благотворительность – значит творить благо

Голыми сюда пришли,
Голыми и уйдем обратно.
Нар. мудрость.

Прежде всего надо сказать, что все новое – это хорошо забытое старое.
Корни таких понятий как благотворительность, меценатство, уходят в глубину истории.
Благотворительность, впрочем как и меценатство, – это безусловно добровольное дело. Это явление не должно принимать форму традиции или служить и отдавать дань известной и капризной моде, а должно стать общечеловеческой нормой. Исходить от глубокого понимания важности и нужности совершаемого данного акта, чтобы это чувство переросло затем в ранг потребности делать добро конкретным людям.
Благотворительность и меценатство – это всегда безвозмездная помощь. Она непосредственно зависима от уровня внутренней культуры человека, творящего благо.
Ведь переводя слепого через дорогу, или подавая милостыню, мы же не тешим этим действием свое тщеславие, а тем более не хотим увидеть в благом поступке определенную выгоду. Конечно же нет. Настоящее бескорыстие должно определенно исходить от осознания своего «я», как личности, несущей добрую волю т.е. добровольно и с особой душевной радостью вкладывать свои средства: то-ли в конкретную выставку начинающего творить художника, или в издание книги талантливого поэта, музыканта, то-ли в организацию и проведение презентации, спортивных соревнований и т.д.
Этим самым поддержать то хрупкое новое и дать ему начало и возможность реализовать себя на этом святом поприще.
Благотворительность, как общественное явление – есть одно из наидревнейших традиций, которое возникло и пустило корни в стране одновременно с христианизацией. Одна из основных христианских заповедей блаженства гласит, что милостивые – это люди, которые имеют доброе сердце, милосердные, сочувственные к страданиям, готовые всегда помочь чем могут всем, кому требуется помощь. Навыки благотворительной деятельности на Руси воспитывались с детства. Как правило, наибольшее распространение в то время получила раздача милостыни, которая объединяла в себе практическую помощь нуждающимся, и духовно-моральное совершенствование. Но одновременно благотворительность была не только свидетельством общественной упорядоченности, а прежде всего необходимым условием личного морального здоровья. Древнерусский благотворитель нередко в меньшей мере думал о том, чтобы его добрые дела повышали чей-то уровень благосостояние, а, скорее про то, чтобы повысить уровень собственного духовного совершенствования. Именно, такими помыслами руководствовался князь Ярослав Мудрый, которому, вообще, было свойственно творческое начало. При нем активно строились монастыри и храмы (в частности величественный Софийский собор в Киеве). Он, если говорить современным языком, спонсировал переводы византийских произведений на древнеславянский и способствовал развитию летописи. В древней Руси уважалась и ценилась больше всего личная, непосредственная благотворительность, которая передавалась из рук в руки, причем желательно тайком от посторонних глаз. «В рай попадают за святую милостыню: нищий богатым кормится, а богатый – молитвой нищего», –такой была моральная основа Руси. Благотворитель должен оценить человеческую нужду, которую он облегчал ради того, чтобы получить моральную пользу, а нуждающийся должен видеть последнего, чтобы знать за кого молиться. Показательно, что князья, а со временем и цари, накануне великих, религиозных праздников на рассвете тайком посещали тюрьмы и богодельни, где лично раздавали милостыню. Отголоски тех представлений о милосердии через века дошли и к нашему прагматичному и крайне не сентиментальному времени.
Стоит вспомнить о неписанных, но от того не менее действенных составных кодекса козацкого рыцарства, к которым входило понятие благотворительности.
Говоря о меценатстве, надо начать с того, что само понятие «меценатство» ассоциируется с личностью древнеримского политика и общественного деятеля Гая Цильния Мецената. Имя Мецената как покровителя деятелей науки и искусства, со временем стало нарицательным. Уже сто лет после его смерти классик римской эпиграмы Марциал писал: «Были бы Меценаты, а Флакк, и Мароны будут», что можно обьяснить так: «Были бы покровители поэзии, а поэты будут».
Возвращаясь к личности Мецената, надо отметить и деятельность его кружка, который обьединял государственных деятелей и тех, кого сейчас называют представителями творческой интеллигенции.
Знаменитый историк и писатель Гай Транквилл Светоний в своем произведении «Жизнь двенадцати цезарей» несколько раз вспоминает Мецената и его дружеские взаимоотношения с императором Августом. Без сомнения, судьба Вергилия, с его знаменитой «Энеидой», и Горация с его поэмой «Георгики», была бы трагической, если бы не дружеская поддержка и протежирование со стороны императора Августа и Мецената. Автор пишет, что Меценат по сути был первой в истории особой, которая не только материально поддерживала людей искусства (это имело место и раньше), но даже вызывала неадекватную реакцию опекаемых: так, когда Меценат пригласил Горация прийти к нему, из дома подаренного им, поэту, тот горделиво отказался и письменно сообщил, что готов лишиться последнего взамен за свою независимость, а прежде всего потому, что сложились благополучные для людей искусства бытовые и творческие условия, когда было довольно уютно людям творчества и их покровителю.
Знаменитейший эпиграмист Марциал, который жил столетье спустя, претерпевая нужду, с горечью писал: «Если бы Августа нам блаженные Боги вернули, если бы вновь Мецената вернули тебе, Рим!» Имея непревзойденный талант и понимая, кто он есть на самом деле, Марциал целиком был лишен чувства гордости и достоинства, готов был продавать свой талант за бесценок, жил на чердаке и еле существовал в бытовом смысле этого слова. Гораций и Вергилий в сравнении с Марциалом шиковали, но то было во времена Мецената…
В дальнейшей истории талантливых людей, к сожалению, чаще ожидала судьба Марциала, а не Горация и Вергилия. И это продолжалось много столетий, вплоть до эпохи Возрождения. Исследователи не случайно отмечают эту пору, как «Золотой век» меценатства ХІV—ХVІ ст. в Италии, ХV—ХVІ ст. в других европейских странах сформировали кардинально новый подход к оценке деятельности людей искусства. Тогда власть имущие стали соревноваться за внимание со стороны литераторов, художников, скульпторов, причем этот процесс значительно перевешивал попытки людей искусства (чаще унизительные, как это случалось в старые добрые времена) привлечь к себе внимание сильных мира сего. Именно тогда появились такие духовные гиганты, как поэт Данте Алигери, скульптор Никколо Пизано, архитектор Арнольдо ди Камбио, художники Джотто ди Бондоне и Петро Каваллини.
Проторенесанс, а особенно Ренесанс, бросили вызов феодальной верхушке относительно людей искусства и впервые в истории человеческой цивилизации придали небывалую социально-общественную значимость творчеству.
Всемирно известный поэт Франческо Петрарка – родоначальник гуманной культуры Возврождения –временами даже утомлялся от чрезмерного внимания со стороны меценатов (известно, что папы и короли дарили ему дорогие презенты) и он всячески оберегал свою независимость. Между тем, это не помешало ему получить должность комеса во дворце и стать каноником в нескольких капитолиях (церковных советах, которые брали участие в управлении епархиями).
Показательны факты просто-таки обожествления творчества-литераторов. Так, когда в 1416 году Леонардо Бруни вручил флорентийским властям, первый том своей «Истории», те выдали специальный декрет, которым автор и его потомки освобождались от платы налогов, дабы «получить достойную благодарность народа за увековечивание славы республики». Золотая эпоха Меценатства не была вечной. Во Франции в ХVІ в. и в дальнейших столетиях короли относились к людям искусства уже с меньшим энтузиазмом: поэт Клеман Маро получал зарплату как маршал, а выдающийся драматург и актер Жан-Батист Мольер – как дворцовый обойщик. Об известном баснописце Жане де Лафонтене его меценатка мадам де Саблиер, высказалась следующим образом: «Я распустила весь дом, оставив лишь собаку, кошку и Лафонтена». В дальнейшем эта тенденция не развивалась в пользу людей искусства. Правда, Наполеон в начале ХІХ в. высказался вроде бы обнадеживающе: «Если бы Корнель был жив, я сделал бы его маркизом», – намекая на то, что в те времена во Франции не хватало настоящих литературных талантов.
На Украине первые признаки меценатства зафиксированы в ХVIIв. Надо назвать тех, кто увековечил свои имена бескорыстной заботой о Киеве и киевлянах: Галшка Гулевичивна (подарила свою усадьбу для будущей Киево-Могилянской Коллегии, а в дальнейшем академии), Петро Могила, митрополит и писатель, который основал эту коллегию, отстроил старинную Десятинную и Васильевскую церкви, а также протежировал писателям, художникам и книгопечатанию; гетман Петро Конашевич-Сагайдачный (пожертвования Братскому монастырю и его школе), гетман Иван Мазепа (сооружение великих храмов на Подоле и Печерске); полковник Михаил Миклашевский основатель Георгиевского собора Видубидского монастыря; мещанин Петро по прозвищу «Железный грош» (построение церкви Николая Прытыска на подоле). Наш земляк Петр Иванович Калнышевский (1691-1803 гг.) родом с с. Пустовойтовка, довольно ярко выступал как меценат, будучи кошевым атаманом Запорожской Сечи. Им были построены две церкви в Межигорском монастыре возле Киева, одна из них святых апостолов Петра и Павла. Построено пять церквей на Роменщине, в Лохвице, Запорожье, в с.Петрикивка. Дорогой подарок – Евангелие в серебряной оправе подарен церкви в с. Пустовойтовка. В с. Смилое Калнышевский вместе со своим братом священником Семеном построили Николаевскую церковь. Им также была построена церковь Святой Покровы – в Ромнах. Самарскому монастырю подарил серебряную вызолоченную «шату» на икону Богоматери. Во время своего заключения пожертвовал в Соловецкий монастырь серебряный запрестольный крест весом в тринадцать с половиной фунтов; туда же по освобождению подарил Евангелие на 2435 р. Будучи кошевым, послал Иерусалимскому патриарху для храма Гроба Господня богатые церковные сосуды. И это еще не все меценатство легендарного казака П.И.Калнышевского.
Богата была Роменская земля своими меценатами. Итллинский Андрей Яковлевич (1758-1827 гг.), дворянин, родился в Ромнах. Посол России в Италии и Турции. Завещал свои денежные вклады Киевской духовной академии. Маркевичи – дворянский род на Роменщине. Выделяли деньги на строительство Святодуховского собора в Ромнах в 1730-1740 гг.. Огнев Иван Дмитриевич (1776-1852 гг.). Родился в семье священника. Умер в Ромнах. В 1843г. переехал в г.Ромны и содержал на собственные деньги драматический театр. Полетика Василий Григорьевич (1765-1845 гг.), дворянин Роменского уезда, предводитель роменского дворянства. На свои деньги построил первый в Ромнах театр и Роменское богоугодное заведение (ныне спец.псих. больница). Литвиненко Моисей Моисеевич (1821-1878 гг.), купец, родился в г.Ромны. Завещал Роменскому Реальному училищу и женской гимназии по 10 тыс. рублей с условием, чтобы на проценты от этих денег учились в этих заведениях дети бедных жителей города. Также передал на развитие каждой церкви города по 2 тыс. рублей и церковному персоналу по 1 тыс. рублей. Мазараки Владимир Иванович (1832-1887гг.), дворянин Роменского уезда, генерал майор. На собственные деньги построил церковь в г.Нальчик.Мазараки Сергей Аркадьевич (1829-1913гг), дворянин Роменского уезда, археолог, художник. На собственные деньги организовывал археологические раскопки на Роменщине. Финансово поддерживал проэкт строительства железной дороги в г. Ромны. Материально поддерживал молодого скульптора Ивана Кавалеридзе, когда тот учился в Киеве. Навроцкий Григорий Николаевич 1833-1907гг.- дворянин Роменского уезда, депутат Государственной Думы России, предводитель дворянства Роменского уезда, председатель попечительного совета Роменской женской гимназии. Материально поддерживал проэкт строительства железной дороги в г. Ромны. Безпальчев Федор Васильевич (1824-1897), дворянин, жил в Перекрестовке, предводитель дворянства Роменского уезда, благотворитель Роменской женской гимназии, почетный попечитель Роменского реального училища. Терновцы, купеческий Роменский род; в 1840-х годах построили за свой счет улицу в Ромнах, которая стала называться Терновскою (ныне Руденка). Построили новое деревянное помещение городской думы, поддерживали ее материально. Вашкевич Григорий Станиславовыч (1837-1923), дворянин, родился в Ромнах. На собственные средства пастроил школу в с. Москаливка. Материально поддерживал народные училища в с. Артюхивка, в Глинске, керамическую школу в Глинске. Материально поддерживал строительство памятника Т. Г. Шевченко в Ромнах в 1918 г. Материально способствовал археологичным исследованиям Николая Макаренка на Роменщине. Выкашевич Андрей Иванович (1858-1922), дворянин, родился в Ромнах. Построил в Ромнах театр и содержал его на свои средства. Материально поддерживал студентов из бедных дворянских роменских семей. Терновец Леонтий Степанович (1821-1906), купец, родился в Ромнах, директор Роменского общественного банка. Предоставлял денежную помощь церквам города, завещал свое имущество и средства г. Ромны. Роменский художник Шевченко и роменские железнодорожники, купец Симонов предоставили свои денежные средства на памятник Т. Г. Шевченко в Ромнах в 1918 г.
Эти и другие факты, без единого сомнения, являются отражением той моральной и духовной оценки благотворительности в украинском обществе, которая берет свое начало с древних традиций. Незря в одной из давних колядок народ осуждал отказ делать благотворительные пожертвование. С середины ХІХ ст. в предпренимательской среде начали складываться определенные психологические стереотипы и поведение относительно пожертвования на общественные потребности. Участие в благотворительной деятельности купцов и промышленников приобрело форму престижного социального поведения. Иллюстрацией глубокого понимания необходимости заботиться о общественных интересах могут быть слова израильского предпринимателя, Бродского, отца известных промышленников, финансистов и меценатов Лазаря и Льва, который при каждом добровольном пожертвовании подчеркивал: «Я даю, не потому, что мне хочется давать, а потому, что я понимаю, что надо и необходимо давать».
По инициативе членов Киевской общественности (прежде всего Л.М. Драгомановой и К.И. Чубинской) дали возможность в мае 1875 года открыть первый общественный детский сад на 40 детей.
В конце 1890-х годов эта организация, которая состояла из 200 членов, содержала четыре детских дома для детей рабочих, где находилось 355 детей.
В Украине в начале XX века центром наибольшей благотворительности был Киев, где общественная добродеятельность достигла больших размеров. Например, в 1913 г. насчитывалось 86 благотворительных организаций и обществ, из которых 47 предоставляли помощь бедным, малолетним и людям престарелого возраста, 15 – покалеченным и больным, а 24 – неимущим учащимся и студентам.
По сведениям лишь 56 организаций ( не учитывая наисостоятельнейшее благотворительное общество ) их капитал составил – 6.072.600 руб., ежегодные поступления – 1.075.500 руб., а расходы – 915.400 руб. Вместе с тем, состоятельные граждане, среди которых выделялись семьи Терещенко, Харитоненко, Бродских, Дегтяревых, Поповых, Семиренко, Демидовых, И.И. Фундуклей, Г.П. Галаган и др.,
на протяжении второй половины XIX – начала XX вв. основали на собственные средства больницы, дома престарелых, гимназии, училища, детские сады, строили церкви, финансировали работу культурно – общественных заведений, которые до сих пор служат киевлянам. Не мало состоятельных граждан, различных сословий среди которых особенно выделялись предприниматели, заботились о благосостоянии соотечественников, где они родились или проживают.
Ярким примером в этом плане была деятельность семей промышленников и землевладельцев Терещенко и Харитоненко, которые жертвовали на нужды общества миллионы рублей. Прежде всего, это касалось городов, где они выросли как предприниматели, это города Глухов и Сумы.
В начале XX века, благодаря заботе этих доброжелателей города превратились в упорядоченные, обеспеченные в соответствии инфраструктуры центра.
В Киеве наибольшее одноразовое финансовое пожертвование частной особы за все время существование города сделал в 1898 году купец М.П. Дегтярев, завещая городу свои капиталы и недвижимость в сумме 2,5 млн. рублей. На часть этих денег был построен комплекс благотворительных заведений – 13 капитальных зданий.
В Екатеринославле на деньги (свыше 750 тыс. руб.), выделенные купцом и чиновником городской думы И.М. Алексеенко, в 1912 году были построены детская больница, амбулатория, приют для женщин престарелого возраста, которые содержались на проценты с текущих пожертвованных средств.
На Украине среди предпринимателей почетное место принадлежит членам семьи Терещенко, Харитоненко, Семиренко, Ханенко, О.М. Полю, Г.Г. Маразли и др., которые своей меценатской и особенно коллекционерской деятельностью, впрочем как и в России – Третьяков, Морозов, Щукин, Палетика, собиравшие по крупицам свои коллекции, способствовали сохранению шедевров искусства для последующих поколений. Их руками были созданы музеи, галереи и библиотеки, которые еще при их жизни стали всеобщим достоянием. Также они материально поддерживали и стимулировали дальнейшую творческую деятельность художников, литераторов, музыкантов.
Благотворительность – неотъемлемая часть человеческого бытия, которая базируется на общечеловеческих ценностях. Именно моральная необходимость помощи нуждающимся, подкрепленная постулатами христианской веры, часто была главным условием добродеятельности каждого.
В нашем современном обществе тоже появляется вкус к благотворительности. Широко известны такие благотворительные организации как «Возрождение», «Фонд помощи развития искусств», «Фонд имени Андрея Первозванного», разного рода землячества (Питерское, Киевское, Роменское и др.).
Постоянно представляют поддержку искусству и культурно – просветительским проэктам АО «Оболонь», банк «Аваль», Фонд святой Марии.

Однако предпринимателей, которые систематически вкладывают средства в благотворительность, сегодня могло быть намного больше, если бы … это было выгодно. Так, от любой деятельности человек должен получать как удовольствие, так и материальную выгоду. Во всем мире для развития меценатства созданы благоприятные условия. Для бизнеса выгодно вкладывать средства в благотворительность, особенно в образование и культуру, так как это может уменьшить количество оплачиваемых налогов, или даже вообще освободит их от выплат.
Предпринимателям приходится платить налог, который представляет довольно ощутимую часть прибыли. А это делает безумным, как сам легальный бизнес, так и
благотворительность вообще.
Для возрождения духа меценатства надо приложить еще очень много усилий. Как пример, в прошлом в Российском государстве, существовали как моральные, так и прагматичные условия благотворительности: возможность получить общественное признание, государственные чины,
награды, привилегии и т.д. Прежде всего нужен координатор, который заведовал
бы подобными заведениями ( больницами, домами престарелых, интернатами, школами и т.д.), находясь при Президенте Украины, который бы собирал и учитывал средства на благотворительные мероприятия. Время для этого в Украине пришло. Как и для выработки стратегии и тактики системы меценатства и благотворительности в государстве.
Меценатство – это мост единения общества, фундамент, которого заложен еще Владимиром Великим. Поэтому этим традициям принадлежит не только настоящее, но и будущее.

Люди, занимающиеся благотворительностью на Роменщине.

Голова Роменского районного Совета –
Биловол А.В.
Заместитель головы райдержадминистрации –
Стрижко Н.И.
Руководитель апарата райдержадминистрации –
Даценко А.М.
Городской голова – Помаран П.И.
Начальник Роменской МГНИ – Гончаренко В.Л.
Генеральный директор тов. «Роменская» гардинно
– тюлевая фабрика «ЛТД» – Лакиза А.В.
Депутат областного Совета. Генеральный
директор «Объединение» Ромны – кондитер –
Саенко А.И.
Директор ДТ ДАК «Хлеб Украины» Роменского
комбината хлебопродуктов – Ришняк А.Н.
Председатель Роменского землячества –
Ришняк И.Н.
Директор ООО «Ганг-Д» – Негреба Г.П.
Генеральный директор ООО «Керамейя» –
Телющенко И.Ф.
Директор акционерного общества «ССК» –
Марюха В.И.
Директор ДСУ-29 – Любченко В.П.
ЧП – Хорошаева Н.М.
ЧП – Покотило А.Ф.
ЧП «Оригинал» -Кавелич В.М.
Юридическое агентство економического развития
ЧП «Перспектива» – Стрельченко В.П.
Директор ООО «Техно-маш-сервис» –
Демченко С.М.
Директор готельного комплекса «Флориана» –
Беляева И.А.
Начальник МК ДСУ-13 – Леонов В.Н.
Глав. врач Первой областной спец. больницы –
Кравчук Ф.М.
Директор управления УЭГХ – Сидоренко М.П.
ЧП – Чубенко И.Л.
Директор кирпичного завода с. Лучки –
Башта М.Ю.
ЧП – Манько Н.Н.
Генеральный директор ООО «Агропромбут» –
Саенко В.В.
Директор «Киевская Русь» – Мыкитченко В.В.
Директор «Племстанции» – Богомол И.Я.
ЧП – Богута В.В.
Полтавское томпонажное управление –
Мыхно Ю.П.
Директор «Агролес» – Рябко С.В.
Директор «Пивзавода» – Тритьяк П.Н.
ЧП – Бочок С.И.
ЧП – Танчик П.Д.

Управляющий АНИБ «УкрСиббанк» Сумского
территориального управления ЦРД –
Рымарчук Д.В.
Начальник отделения №56 СУ ЦРД- Педич И.В.
Директор ООО «Агрофармахим» Сумское
представительство – Ромашкан И.В.
Управляющий СФ ООО «УкрПромбанк» –
Елизаров С.В.
Начальник Роменского отделения СФ ООО
«УкрПромбанк» – Олейник Т.Ф.
Начальник СФ ВАТ АБ «Укргазбанк» отделение
№1 – Колесник Л.А.
Президент ассоциации предпринимателей
торговли Санкт-Петербурга, почетный
председатель Роменского землячества в Санкт –
Петербурге – Зеленский В.А.
Директор фирмы ЧП «Тандем» – Вовченко Ю.В.
Председатель правления ВАТ «Геотехника» –
Чаус Л.И.
Директор ЧП «Пульс» – Гончаренко Н.Н.
Начальник ГТЦ ССК – Орел И.А.
Директор ТРК КТ «Идеал» – Самойленко А.В.
Директор ДП БМП «РомныПромбут» –
Северин С.Ф.
Директор ЧП «Память» – Жменько В.А.
ЧП – Проскурня Л.И.
ЧП – Ганзя О.Б.
ЧП – Никитенко А.В.
ЧП – Губарь В.А.
Директор ООО «Кондор» – Дмитренко В.И.
Директор торговой базы «Торгсервис» –
Савицкий В.В.
ЧП – Тернов В.В.
Директор ЧП «Консультант» – Журенко Ю.И.

P.S. Само понятие богатый исстари означало – богатый Богом. И подразумевало отсутствие всякого рода порочного тщеславия – тратить деньги на яхты, казино, женщин и т.д. Настоящие меценаты сегодня – это люди, впитавшие в себя все, те лучшие качества предшественников: добропорядочность, совестливость, светское достоинство и честь, с пониманием вникающие в чужие проблемы, как в свои.
Всецело и неустанно сознающие свою сопричастность и полезность, неустанно держащие щедрую руку на пульсе общественной и культурной жизни своего города, края, которые твердо верят в светлый завтрашний день. И что их скромный бескорыстный вклад вольется в полноводную реку истинной благотворительности.
Готовя этот материал, автор не хотел бы, чтобы у читателя возникло превратное, а тем более, мифическое, мнение по сути вопроса. Используя документальные источники, автор преследовал одну единственную и благородную цель. Чтобы все выше перечисленные, вошедшие в историю имена являлись бы тем положительным примером, для настоящих и будущих поколений, который не только бы воспитывал всех нас, но и способствовал возможности увидеть в их благотворительном акте все те лучшие качества,наработанные человечеством в прошлом.
Хочется верить, что не за горами тот день, когда и в нашем городе будет создан так необходимый, особенно для людей творчества, фонд искусства, который возглавит человек достойный, из собственного опыта знающий этому огромную цену.
Низкий поклон всем им – истинным благотворителям –- Благо Творящим.
Все они вносят посильный вклад в развитие культуры нашего города.
Первым всегда труднее, но тем и почетнее.

Залишити відгук

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *